Некоторые игроки в «Мафию» сознательно избегают роли ведущего. Одним просто скучно, а другие не готовы брать на себя такую ответственность. Подготовили гайд для тех, кто все же решился руководить процессом игры и хочет делать это качественно.
Будет здорово, если еще до раздачи ролей вы, как ведущий, озвучите краткие правила игры в "Мафию" и убедитесь, что все их понимают. При необходимости развернуто и спокойно ответьте на возникающие вопросы в коллективе.
Важно, чтобы все игроки пришли к консенсусу, поскольку в разных компаниях могут быть свои особенности и модификации игры. Одни играют всегда с Доктором, другие — без Дона, третьи — не дают последнее слово уходящему игроку.
Также важно, чтобы все понимали жесты ведущего. Например, если у вас нет игральных карт, то раздавать роли может ведущий с помощью знаков. Все нюансы лучше обсудить до начала игры, чтобы не пришлось стартовать заново.
Все игроки закрывают глаза, а ведущий распределяет роли удобным для всех способом. Самый простой вариант — подходить к каждому игроку за столом, класть руку на плечо и выдавать карту. Когда ведущий убедится, что игрок ознакомился с ролью и закрыл глаза, можно переходить к следующему.
После раздачи карт ведущий может предложить легенду на игру:
«В нашем городе произошло жестокое убийство. Отважный Шериф выяснил, что убийц было трое. Мирному городу предстоит вычислить их и повесить на столбе. Расскажите гражданам, кто вы и чем занимались прошлой ночью?»
После этого начинается игровой день, в ходе которого игроки могут придумать себе условную профессию и убедить окружающих в том, что у них мирная роль. При желании можно пропустить этот этап и сразу перейти к первой ночи: «Наступает ночь. Мирный город засыпает».
Каждую ночь ведущий по очереди «будит» активные роли: «Просыпается мафия». Игроки, которым досталась роль мафии, открывают глаза и молча знакомятся. Если в игре есть Дон, он обозначает себя жестом — за ним последнее слово в решениях мафии.
Ведущий продолжает: «Мафия засыпает, просыпается Дон». Задача Дона — проверять игроков, чтобы найти Шерифа. Положительный или отрицательный ответ он получает от ведущего. Если Шериф уже вычислен или даже убит, ведущий все равно будит Дона, чтобы не раскрыть информацию остальным игрокам. Если вы играете без Дона, этот этап можно пропустить.
Далее ведущий будит Шерифа: «Дон засыпает, просыпается Шериф». Задача Шерифа — проверять игроков, чтобы найти Мафию. Как и Дон, Шериф получает положительный или отрицательный ответ от ведущего.
Если вы играете с Доктором или другими дополнительными ролями, то они просыпаются по очереди после Шерифа. Доктор выбирает игрока, которого хочет «вылечить», ведущий фиксирует ответ. Если в этого игрока стреляли ночью, то он не умрет, при этом ведущий не должен раскрывать, в кого именно стреляли и кого именно вылечили. Обычно Доктор может лечить самого себя через ход. Например, в первую ночь вылечил себя, во вторую — другого игрока, в третью — снова может лечить себя.
Даже если за столом уже нет игрока с активной ролью (убили или выгнали голосованием), ведущий все равно «будит» его, ждет некоторое время, как будто игрок принимает решение, и продолжает. Так игроки не узнают, кого именно выгнали на голосовании днем или убили ночью.
Остальные ночи проходят по аналогичному сценарию.
Днем ведущий будит всех игроков и объявляет результаты ночи:
«Доброе утро, мирный город. Ночью мафия расправилась с игроком номер 8» или «Доброе утро, мирный город. Ночью мафия знатно постреляла, но талантливый Доктор спас пострадавшего от гибели».
После этого начинается обсуждение. Можно дать игрокам минуту на коллективные переговоры или сразу перейти к высказываниям по очереди. Обычно каждому игроку дается минута на высказывания, в ходе которых он может обвинять других, оправдываться и выставлять кандидатов на голосование. Время контролирует ведущий, он же выступает модератором дискуссии и следит, чтобы другие игроки не выкрикивали без очереди.
Когда все высказались, наступает фаза голосования. Ведущий по очереди объявляет кандидатов в порядке выставления и фиксирует количество голосов. Один игрок — один голос.
Если голоса распределились поровну между двумя или тремя игроками, ведущий предлагает им высказаться по 30 секунд и проводит повторное голосование только между этими кандидатами. Если голоса снова распределились поровну, то ведущий проводит новое голосование — за то, чтобы оба игрока покинули стол или остались в игре.
Уходящие игроки имеют право на последнее слово. В течение минуты игрок может убедить оставшихся, почему они ошиблись, или дать рекомендации для дальнейших голосований.
Ведущий останавливает игру и объявляет победителей, когда за столом не осталось мафии (победа мирных) или в обеих командах осталось равное количество игроков (победа мафии). Например, два мирных и две мафии.